После покупки-получения коробочки с научно-фантастическим фильмом
Постараюсь кратко рассказать о нем.
Идеальное общество будущего: режим тотального надзора, отсутствие личной жизни, приватных территорий и гражданских прав. Казалось бы, в полностью контролируемом государстве нет места ошибкам и правонарушениям. Но однажды детектив Сол Фриленд знакомится с девушкой, которая не числится в базах данных. Перед копом приоткрывается дверь преступного мира новой эры…
Ну, а мне он показался смесью "Темного города" с "Бегущим по лезвию 2049" плюс музыкальная щепотка старого "Бегущего по лезвию". Из первого фильма взято настроение, черно-белая поначалу палитра снятых сцен. Из второго взято невозмутимое выражение лица героя, чтобы он не делал, или с ним не делали. Насчет небольшого позаимствования пары мелодий из "Бегущего по лезвию" Ридли Скотта, то это понравилось, но оно не передавало смысл происходящего на экране. Так же из фильма Ридли Скота была взята любовная история между следователем и подозреваемой преступницей, или... необычной особой.Также мне показалось, что есть влияние одной серии из "Электрических снов Филипа Дика", под названием "Капюшончик", в нем тоже происходит похожая история. Да и вообще любовь между правохранител(ем)(-ьницей) и преступни(ком)(-цей) это так модно...
Мне показалось, что это «французский» фильм, хотя и снят в Германии и США новозеландским режиссером, который снял Гаттаку и Шоу Трумена. Почему французский? Подбор актеров очень уж специфичный, галльские лица, и похожесть фильма на Темный город, ммм, и атмосфера картины что-то одновременно романтичная и в то же время опасная.
Но актеры хорошие, и снято хорошо, стильно, но фильм... это штучка сама по себе, или в себе?
Главный герой Сол Фрайлэнд (Клайв Оуэн) полицейский детектив, расследующий криминальные происшествия, и иногда довольно сложные дела, сталкивается на улице с девушкой с «чистой», то есть пустой биографией, что невозможно в мире тотального контроля и наблюдения. Он задается вопросом как может существовать такой человек. Вскоре ему приходится начать расследование двух непонятных убийств, и он понимает, что их мог совершить только человек, вроде встреченной девушки.
Таинственная девушка, названная героем Анон (Аманда Сайфред), сама связывается с Солом, когда тот находит способ познакомится с ней.
И начинается довольно странный танец двух людей вокруг друг друга и своих принципов. Не буду ничего раскрывать, но фильм заканчивается открытым финалом, который то ли предлагает продолжить объяснить всё в сиквеле, то ли подумать зрителю самому и решить что же произошло.
Черно-белая депрессивная палитра в начале фильма переходит в цветную, но это не добавляет красок в эмоциональную картину отношений.
Анон, стершая всю свою прошлую жизнь, чтобы стать анонимной, невидимой для всех, не только для властей, продолжает скрываться весь фильм. Что воздвигло её на этот шаг, от кого или чего она бежит, или это крайний случай социального аутизма, я не понял.
Главный вопрос фильма, а так ли важен всеобщий контроль и всеобщая безопасность, если ты постоянно на виду, и почти любой человек может познакомится с тем, что ты увидел и запомнил. Потому что с малолетства идет запись всего увиденного человеком, этот архив где-то постоянно копится в интернет-облаке. Правда есть возможность стереть увиденное человеком, чем пользуется Анон, стирая саму себя из записанных другими людьми видео-образов. Становясь таким образом призраком. И также она этим зарабатывает себе на жизнь стирая по заказу из интернет-облака нежелательные встречи или совершенные дела заказчиков.
Является ли криминалом стирание по заказу увиденного? Для госорганов конечно да, но для обычных людей возможно нет, ведь таким образом можно стирать увиденные преступления.
Является ли криминалом то, что Анон не хочет, чтобы её помнили и следили за ней? Сложный вопрос, на который в фильме не дан ответ.
Аноним -- враг Системы. Почему? Нет, я могу привести пар доводов, но в фильме четкого ответа на это утверждение не дано.
Сложно описать сюжет фильма, главное в нем атмосфера, намеки. Почему, например, в начале и конце фильма черно-белая палитра? Я не совсем понял.
Фильм местами заставляет задуматься, но все же в нем что-то упущено, пропущено, да и открытый финал не дает объяснения, кто прав Сол или Анон. Он не дает ответ на пару резонных вопросов: кто научил Анон скрываться от наблюдения, почему Анон решила скрываться от всевидящего ока. Ну и ещё на несколько второстепенных вопросов, например, и что дальше?
Фильм напоминает зарисовку из мрачного будущего с тотальной слежкой государства за гражданами, но против которого люди не имеют возражений, ведь оно дает безопасность и возможность четко, как на видео, вспомнить своё прошлое и прошлое близких, если они поделятся увиденным через облако. Не надо никаких фотографий, не надо видеозаписей, всё увиденноле человеком хранится в облаке, и человек в любой момент вопроизвести когда-то увиденное. Ну и государство тоже.
И лишь некоторые люди, вроде Анон, против такой слежки.
Оказывается, что она не одна такая, ведь чтобы разработать алгоритм уклонения от слежки, нужно знать как работает механизм слежения и записи увиденного. Не думаю, что у Анон хватило бы умения и знаний, значит ей кто-то помог, поделился этим знанием. Но это оставлено за границами рассказанной истории.
Фильм интересный. Но недосказанность истории немного сбивает градус восторга от фильма. Это почти арт-хаусная, немного оторванная от реальности, кинозарисовка на тему тотального контроля за жизнью людей, необходимости такого контроля. И не дается ни положительного заключения, ни отрицательного ответа.
Хуже "Темного города", однозначно, но, как свежий взгляд на тему, очень интересный.