Даже самая лучшая команда проиграет первый серьёзный бой, если не будет вооружена и оснащена согласно законам тактики и стратегии. Опытный командир обязан чётко представлять себе возможности каждого воина с тем или иным оружием, находящегося в том или ином транспортном средстве, в тех или иных условиях. Настало время поговорить о максимально эффективном использовании нашей команды.
БОЕВАЯ ТЕХНИКА
«Броня крепка! И танки наши быстры! А также скутер, джип и БМП!»
Марш Братства Стали
Ещё один невероятно интересный раздел. Роль боевых машин в Fallout Tactics очень велика. Ведь транспорт позволяет не только быстро передвигаться между локациями и по ним, но и получать большие преимущества в бою.
Если вооружить весь отряд автоматическим оружием, обязательно произойдет несчастный случай — один ваш боец подстрелит другого, оказавшегося на линии огня. Как уже говорилось, особенно опасны в этом отношении пулемётчики.
Но стоит посадить группу в боевую машину, и нанесение ранений друг другу полностью исключается, даже если вся группа будет вооружена пулемётами. Сама машина при этом превращается в подвижную и крайне опасную для неприятеля крепость. Находясь под вражеским огнём, герои не будут получать повреждения, пока цела их машина; главное — вовремя её ремонтировать.
Коготь смерти рулит!
Отряд "Радуга" и его боевая машина.
Это интересно!
Сидя за рулём, пилот транспортного средства также может принимать участие в бою, ведя огонь из легкого и лучевого оружия, бросая камни, копья, бутылки с зажигательной смесью и гранаты. При высоком уровне ловкости водитель способен стрелять даже из пулемёта, гранатомета и огнемёта, несмотря на то, что все тяжёлое оружие двуручное. Правда, скорость ведения огня будет немного снижена. Но это ещё не самое интересное. Держась за баранку, водитель ухитряется отбиваться от врагов кулачным и холодным оружием. Нужно только сбить противника с ног и наехать на него машиной.
У транспорта есть ещё одно очень полезное свойство — бесконечно большой багажник. С появлением в отряде машины не нужно сваливать оружие и боеприпасы кучей на полу или раскладывать их по шкафчикам — всё своё вожу с собой. Также гораздо проще становится торговать: отпадает необходимость в переноске 100 пулемётов от машины к продавцу. Коридоры баз, конечно, узковаты, но проехать по ним можно, особенно на скутере. Подгоняем машину к продавцу, загружаем в рюкзак героя всё, что предназначено для продажи, высаживаем рядом с продавцом и продаём. Этим же способом перегружается сразу весь багаж из одной машины в другую — нужно только поставить их рядом.
Это интересно!
Судя по их поведению, все паладины и техники Братства Стали панически боятся машин. Стоит проехать по коридорам базы, как они тут же начинают разбегаться во все стороны. Даже больные в лазарете мгновенно выздоравливают и вскакивают с кроватей при появлении в дверях автомобиля!
Лучший способ лечения симулянтов - подъехать к их кроватям на "Хаммере"!
Но будьте предельно осторожны — стоит случайно зацепить одного из персонала базы (а в панике они сами могут броситься под колёса), как на ваших бойцов объявят охоту, примчится карательный отряд, вооружённый пулемётами, и на этом игра закончится.
Торговцы и купцы на секретных картах хоть и боятся машин, но не особенно огорчаются, если кто-то из них попадает под колёса. Спящие охранники купца, будучи придавленными к земле наехавшим танком (!), продолжают спокойно спать, а товарищи не предпринимают никаких попыток к их освобождению! Правда, этот баг срабатывает не всегда: в конце концов, охрану купца тоже можно обидеть, чересчур активно гоняясь за ней на танке.
Первым на вашем пути попадется «Хаммер» — довольно быстрая шестиместная машина, имеющая 200 единиц стойкости. Вполне можно разъезжать на нём по улицам города, ведя их зачистку через окна. Вот только «Хаммер» недолго продержится при встрече с большой группой мутантов — плотный пулемётный огонь быстро выведет машину из строя. Впрочем, используя преимущество в скорости, можно растянуть противника по карте — и перебить поодиночке.
Следующим в списке идет БТР, достаточно медленная восьмиместная машина с 350 единицами стойкости. На карте БТР приносит сказочные преимущества — используя его проходимость, можно объехать минные поля по окопам мутантов, заодно проутюжив их. А в двух особенно узких местах БТР способен пересечь радиоактивную реку и заехать на остров, в гости к опешившим супермутантам, со всеми вытекающими для них последствиями.
БТР потерян. Навсегда.
Супермутанты, охраняющие широкий заминированный проход на остров, вооружены тяжёлыми пулеметами и первой же очередью убивают любого вашего героя — ещё бы, патроны у них не простые, а с сердечником из обеднённого урана. Как раз такие боеприпасы очень пригодятся отряду в последнем сражении. Но, если штурмовать остров в лоб, можно потерять либо БТР, либо половину отряда; а все бронебойные патроны окажутся выпущенными в вашем направлении. Здесь и пригодится способность БТР пересекать рвы и даже ездить по их краю на одной (!) гусенице. С противоположной стороны острова есть маленький проход, совершенно незаметный на первый взгляд. Десант, высаженный из пересёкшего реку БТРа, зайдёт охранникам в тыл. Это поможет сохранить жизни ваших бойцов и редкие боеприпасы. В крайнем случае, реку можно не пересекать. Достаточно немного выдвинуть БТР над краем обрыва и высадить бойцов на другой берег.
Такая команда пройдёт где угодно и "вынесет" всех на пути!
Именно на БТР лучше всего обследовать Пустоши, истребляя шайки супермутантов ради опыта и оружия. Он медленно передвигается, но выносит большое число попаданий. К тому же механику будет трудно полностью отремонтировать БТР с первой попытки, а это значит, что механик обязательно получит свой опыт и развитие навыка.
Разведмашина (скутер) находится в Джефферсоне. У неё только 150 единиц стойкости и всего два пассажирских места; зато это самая быстрая техника в игре. Посадите в неё двоих пулемётчиков — и улицы города за считанные минуты будут выметены скоростной свинцовой метлой. Скутер — лучшее средство передвижения для героя-одиночки.
Танк. Ого! Медленно, но неотвратимо. Пять мест, 500 единиц стойкости. Находится в Ньютоне. Танковая пушка — самое мощное оружие в игре: повреждение 50-120, дальнобойность 50. Место в танковой башне, у пушки, всегда достается второму пассажиру танка. Конечно же, вторым в танк должен забираться специалист по тяжёлому оружию, желательно — с максимальной ловкостью и бонусами скорострельности. Жаль только, что снарядов к танковой пушке маловато...
Встречный танковый бой.
Неторопливо разъезжаем по карте, наводя ужас на всё живое и неживое — мутантов, налётчиков, роботов. А следом за танком бежит несчастный боец, которому не хватило места. Впрочем, это легко исправить. Кто сказал, что нельзя передвигаться бронегруппой?! Тем более, что у танка и БТР одинаковые скорости передвижения.
Ракетоносец. Техника последнего удара. Три места, 350 единиц жизни. Можно попытаться перемещаться на нём, прорывая заслоны, но большой шанс, что его взорвут — и тогда вы увидите картинку изгнания себя, любимого, прочь из Братства... Лучше не рисковать и сначала зачистить дорогу.
Какое славное было начало! Какой печальный наступил конец...
Сейчас мы путь очистим!
Он не уступил дорогу, а у нас — опасный груз!
Это важно!
Почти у самого убежища №0 в засаде стоит единственный бегемот, имеющий отвратительную привычку — выбегать на дорогу. Так мой отряд и попался: несносный бегемот был взорван в узком месте, и ракетоносец не смог доехать до ворот убежища 20 метров. Последнее и единственное сохранение игры было сделано как раз после уничтожения бегемота.
Приехали... А победа была так близка...
Кроме бегемота, привычку блокировать дорогу, отряд в комнате или одного бойца в её углу имеют роботы-танки, роботы-погрузчики и роботы-миротворцы. Ходят слухи, что где-то в Пустошах можно обнаружить ещё две транспортные единицы: машину налётчиков и... такси. Мне не удалось обнаружить эту технику. Может быть, удастся вам?
ОРУЖИЕ И ЕГО МАСТЕРА
Сергей Лукьяненко, «Лабиринт отражений»
ЛЁГКОЕ ОРУЖИЕ
Группа лёгкого оружия — самая многочисленная и универсальная, различные модели этой группы эффективны в течение большей части игры, а с автоматическим дробовиком можно вообще пройти всю игру, почти с начала и до конца.
Пистолеты и револьверы полезны в первую очередь своей скорострельностью. Если происходит столкновение с большой группой мелких противников, пистолеты окажутся эффективнее винтовок или пистолетов-пулемётов. Кроме того, иногда случаются ситуации, исключающие использование автоматического оружия, но требующие максимального количества выстрелов за единицу времени — например, при освобождении заложников в Квинси. Пистолеты и тут незаменимы, особенно в комплекте с полуоболочечными патронами, наносящими большой урон.
Револьвер Casull 0,45 впервые попадается на базе Пеория, использует те же боеприпасы, что и Colt 0.45, но наносит больший урон при высокой скорострельности.
Smith & Wesson M29 можно найти во Фрипорте; ценен тем, что к нему можно приобрести полуоболочечные патроны, дающие +60% урона.
P 220 Sig Sauer также находится на базе Пеория, но не в подземельях, а снаружи. Наиболее эффективный пистолет под патрон 9,0 мм.
Пистолеты-пулемёты — довольно хорошее оружие, при использовании бронебойных патронов их можно применять до середины игры, позже становятся абсолютно неэффективными.
M5 H&K доступен с самой первой миссии, но с появлением автоматов уступает свою позицию.
Sten Gun впервые появляется в Квинси, эффективен при использовании специальных патронов. Walther MPL — самое дальнобойное из группы при стрельбе очередями, также находится в Квинси.
FN P90c ценен благодаря магазину на 50 патронов, можно найти в Мардине или купить на секретной карте у торговца.
Автоматы и штурмовые винтовки сочетают большую дальность стрельбы с неплохим поражающим эффектом, никогда не бывает проблем с боезапасом.
АК 47 встречается уже во второй миссии и долгое время не имеет соперников. Увы, ближе к финалу теряет эффективность.
FN fal — очень хорошее оружие. При наличии у бойца способности «Бонус урона на расстоянии» сохраняет возможность нанесения повреждений до самого финала. Можно купить на секретной карте у купца или найти в процессе игры.
Что касается остальных представителей этой группы, то лучше их не использовать, а поберечь патроны для более эффективного оружия с тем же калибром.
ПРИЦЕЛЬНО ИЛИ НАВСКИДКУ?
Что же лучше — бить врага в глаз или засыпать его ливнем пуль? Меткий стрелок, скорее всего, просто не позволит противнику приблизиться на убойное расстояние: ещё на предельной дистанции с помощью критического попадания он лишит врага сознания или ослепит. Изредка точные снайперские выстрелы дают совершенно потрясающий эффект.
Но в Fallout Tactics противники практически не ходят поодиночке, а иногда приходится отбиваться от огромных толп. Тут и проявляется главный недостаток мастера критических попаданий — он слишком редко стреляет. Если несколько противников всё же успеют добежать до снайпера — тому придется взяться за пистолет-пулемёт, автомат или автоматический дробовик. В этой ситуации снайпер здорово пожалеет, что не умеет бить противника влёт. А мастеру быстрого огня такая ситуация нипочём: дальним выстрелом сорвал врага с позиции, а при его приближении добил очередями.
Порубим кой-кого в капусту!
Впрочем, в критической ситуации меткому стрелку вполне может помочь включение пошагового режима. Кому отдать предпочтение — решать вам. Если у вас нет принципиальной цели пройти игру в одиночку, включите в команду двух разных снайперов, они отлично дополнят друг друга.
Colt-Rangermaster, полуавтоматическое ружьё. Где-то мы уже встречали этот ствол, прикрученный к ложу проволокой... Весьма неплохое оружие, особенно если снайпер заберётся куда-нибудь повыше. Доступно с первой миссии.
M1 Garand — хорошая замена предыдущему оружию по дальности и эффективности. К сожалению, маловато патронов.
DKS 501, снайперская винтовка. Великолепное оружие. В сочетании со способностью «Бонус урона на расстоянии» пригодится до самого финала. Попадается как раз тогда, когда в нём возникает необходимость, — в Сент-Луисе. Используя эту винтовку, снайпер может зачистить Сент-Луис в одиночку. Да и в других местах она не будет лишней.
M 72, гаусс-винтовка. Чемпион по дальности выстрела и урону, с получением бонуса к урону превращается в настоящее чудовище, особенно при прицельной стрельбе. Покупается в Братстве Стали ближе к финалу.
Дробовики. Благодаря наличию большого выбора боеприпасов: дробовые патроны, пулевые патроны, патроны со стреловидными элементами и патроны с электромагнитным импульсом — позволяют пройти всю игру, не используя другие виды оружия.
Как жаль, что роботы не ходят строем - сраженья были бы легки!
Охотники на бегемотов.
Beretta 470 Silverhawk. Эта двустволка попала в Fallout Tactics прямо из DOOM’а — бьёт дуплетом. Может быть, где-то в Пустошах скрывается Cacodemon? Доступна с первого задания.
Neostead Combat SG. Вот оно, единственное огнестрельное оружие, сохраняющее свою эффективность от первой до последней миссии. При условии наличия бонуса урона на расстоянии, конечно.
Это интересно!
Neostead Combat SG — хорошее оружие, но где его найти в начале игры? По дороге из леса браминов на базу Альфа у вас наверняка произойдёт встреча с гражданами. Как правило, они путешествуют скрытно, группой из мужчин и женщин. На вооружении у женщин и находится Neostead Combat SG. Если вам «повезёт» и на них нападут скорпионы, вполне возможно, вы получите в своё распоряжение мощное оружие. Ну, а если нет — Neostead Combat SG попадётся вашему отряду в тюрьме Квинси.
Pancor Jackhammer — лучший из всех дробовиков. При ведении огня электромагнитными патронами вполне достаточно одиночного режима стрельбы — эффект всё равно будет сокрушающим.
На небольших дистанциях боец, вооруженный Pancor Jackhammer, легко составит конкуренцию пулеметчику. Крадется (не подкрадывается, а воруется) у охранников купца или находится в Канзас-Сити.
ТЯЖЁЛОЕ ОРУЖИЕ
Тяжёлое оружие менее многочисленно, чем лёгкое, и встречается далеко не сразу. Представлено пулемётами, гранатомётами и огнемётами. За одинокого пулемётчика играть легче всего — если не ошибиться с развитием.
Avenger: именно его носит с собой генерал Барнаки. Добыть его в начале игры можно только одним способом — украсть. Но даже в этом случае эффективное применение будет под большим вопросом из-за недостатка боеприпасов. Avenger до предела упростит проблему когтей смерти в Квинси. Этот пулемёт имеет весьма скромные показатели урона, но выигрывает за счет необыкновенно длинных очередей — 40 патронов! Соответственно, боеприпасов к нему никогда не бывает много. В финале бесполезен.
M-249 SAW — самое распространённое огнестрельное оружие мутантов. Очень полезен на начальных уровнях, особенно если у пулеметчика не хватает силы удерживать в руках что-то более серьёзное. С бонусом урона на расстоянии эффективен и в финале.
Bren Gun. Размещение этого пулемёта в игре — не слишком удачная шутка разработчиков. Он встречается только в 14-й миссии, Грейт Бенд, когда вокруг полным-полно более мощного оружия. Если у вас хватило терпения в течение игры собирать патроны калибра 0,303 и есть способность «Бонус урона на расстоянии», с помощью этого пулемёта вы можете задать хорошую трёпку роботам.
Это интересно!
Спустившись в подземелье под Джанкшен-Сити, можно обнаружить пулемёт Шоша. Вести огонь из него невозможно из-за полного отсутствия боеприпасов в игре. По утверждению разработчиков, это — самый бесполезный пулемёт в мире, всегда заклинивавшийся при стрельбе. Вот только можно ли считать бесполезным одного из первых представителей ручных пулемётов, выпущенный в количестве 225 тысяч штук и состоявший на вооружении армий Франции, Бельгии, США и России? Что касается заклинивания пулемёта из-за перекоса трёх последних патронов, он действительно имел место, но фронтовые пулемётчики очень быстро научились бороться с этой напастью, вкладывая в магазин по семнадцать патронов вместо двадцати.
БРЕМЯ ВЫБОРА
При открывании секретных локаций наблюдается интересная закономерность — первой на вашем пути, скорее всего, попадется локация «Восстание», причем в определённый момент — во время возвращения из Мардина в бункер Бета. (Если не попалась — загрузите игру и повторите путь ещё раз.) Именно на этой локации вам предстоит нелёгкий нравственный выбор.
Конечно. Песком бросались, верно?!
Дело в том, что два представителя Братства Стали, охраняющие бункер, вооружены пулемётами, дающими огромное преимущество в борьбе с мутантами. Если решите оставить их в покое — ваш выбор; но, если решите, что вам нужен пулемёт или два, почти наверняка ваш отряд присоединится к напавшим на бункер гражданам. Что же делать?
Бункер Братства, не пустой внутри. Зайти бы...
Есть несколько путей. Если оба охранника ранены, попробуйте полечить каждого десятком суперстимуляторов, а когда им станет совсем «хорошо» — бросьте гранату или выпустите очередь... Столь же эффективно действуют шприцы с ядом, их можно купить на другой секретной локации: «Отшельник». Но если вы рассчитываете добыть оружие только с помощью большого количества суперстимуляторов, не вступая в бой, то наверняка будете удивлены результатом.
Vindicator. Вы уже знаете, где можно найти первые образцы этого оружия. Получив способность «Бонус урона на расстоянии», этот пулемёт можно нести с собой до финала — вот только стоит ли?
Могучий истребитель... тараканов.
Потому что первую скрипку в финале, без сомнения, будет играть...
Browning M2HB. Вот оно, оружие победы! Если у пулемётчика хватит силы, чтобы нести к нему 1500 патронов, остальной отряд при выходе на задание может ложиться и отдыхать. Причём не важно, с кем именно встретится пулемётчик. Правда, не совсем ясно, как боец, пусть даже и в силовой броне, может удерживать в руках пятидесятикилограммового монстра, а тем более вести из него огонь; но смотрится это очень эффектно.
Если бы Железный человек существовал на самом деле и во время боя, как это показано в одноимённом фильме, получил очередь из Browning M2HB, он, скорее всего, мгновенно прекратил бы своё существование. Ведь выдержать прямое попадание из этого пулемёта на таком расстоянии способен только танк, да и то не каждый.
Это интересно!
Убойную силу Browning M2HB можно увеличить, если зарядить его боеприпасами из обеднённого урана. Такие патроны можно найти в Сент-Луисе, ещё немного — в шкафчиках убежища №0, и один-единственный патрон имеется в продаже у фермера, на одноимённой секретной локации.
Впрочем, перед самым финалом встречается оружие из вражеских кошмаров: гаусс-пулемёт. Он моментально оставит ваших снайперов, вооружённых одноимёнными винтовками, без патронов. Но зато столь же моментально уничтожит любых врагов. Копите боеприпасы!
Гранатомёт Роквелла «Супербазука». Главный недостаток этого оружия — невысокий темп стрельбы. Зато противник, как правило, распыляется на атомы первым попаданием. Можно обойтись без него, но выстрелов много, почему бы не использовать?
Кому не помогут - тебе или мне?
ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ
Главный недостаток специалиста по холодному оружию — каждого врага ему нужно указывать отдельно, в противном случае он будет спокойно стоять, принимая пулю за пулей. Но если мастер добежал до врага или тот сам имел глупость подбежать к нему — можно смело ставить на мастера. Как ни странно, боец с копьём представляет наибольшую угрозу для плазменных турелей; да и всем роботам от него достаётся, особенно крупным. Он же лучше всех расправляется с мелкой нечистью: скорпионами и тараканами.
Алмазное копьё покупается на базе после выполнения второго задания — теперь у нашего копейщика есть оружие, способное сокрушить самого Барнаки!
Звёздная минута копейщицы Торн.
Его недостаток — невозможность прицельного удара. Но мастеру клинка это становится совершенно безразлично, как только после выполнения третьей миссии он приобретет...
Ripper — позволяет наносить прицельные удары. На высоких уровнях мастер клинка один на один выходит против робота-танка или бегемота — и побеждает, первым же ударом по сенсорам лишая их сознания. Если бы ещё не приходилось гоняться за противниками...
Кулачное оружие. Правильней назвать — «без оружия», но ведь на руках что-то надето? Выбор перчаток и кастетов достаточно большой, но уже после третьего задания на базе можно приобрести следующие вещи:
Силовой кастет «Большой таран» — лучшее кулачное оружие в игре. Правда, возникает небольшая проблема с батарейками... Но, если в команде есть вор, обшарьте карманы персонала базы, и всё будет в порядке. Это оружие также доведёт героя до финала.
Метательное оружие. Выбор очень велик, но большинство предметов попадается в ограниченных количествах, особенно — мощные гранаты. Метатель — самый сложный герой для одиночного прохождения. Практически невозможно пройти игру, используя только метательное оружие. Сказывается недостаток боеприпасов и крайне низкая скорострельность. А малая дистанция броска не позволяет охотиться на мутантов с целью добычи гранат — пули достигают героя раньше, чем гранаты мутантов. Правда, всё несколько меняется, если сесть в БТР или танк.
Кто сказал, что нельзя отключить энергию при помощи когтя смерти и пары гранат?
Это важно!
Немного помочь горе-метателю может способность «Увеличение рукопашного урона». Она увеличивает не только урон от холодного и кулачного оружия, но и урон от метательного оружия, в частности гранат.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ
Энергетическое оружие начинает попадаться довольно поздно, только в девятой миссии, но зато остается эффективным до самого финала. Правда, иногда проявляется полезный баг: начав проверять карманы персонала базы после выполнения первого задания, вы можете обнаружить в них лазерные пистолеты — если очень повезёт.
YK 42B — импульсное ружье. В зависимости от звания главного героя появляется в продаже на базе после выполнения 18-19 задания. Мощное оружие. Ещё три экземпляра можно найти в убежище №0.
Watts 2000 — лазерное ружьё, по дальнобойности лишь немного уступает снайперской винтовке. Если вы создали большой отряд — лучше всего вооружить бойцов такими ружьями, чтобы цель была на прицеле у всей группы сразу.
H&K L30 — скорострельный лазер (Gatling). Самый мощный представитель энергетического оружия. Соответственно, с невероятной скоростью поглощает микрореакторы. Хорошо ещё, они немного весят. Первый экземпляр находится в Каньон-Сити, ещё два можно найти в убежище №0.
Подведём итоги. В чистом виде, не пользуясь другими видами оружия, одиночную игру могут пройти только мастера лёгкого, холодного и кулачного оружия. Остальным придётся комбинировать. Но, если под вашим командованием хотя бы два различных оружейных специалиста, отряду вообще никто не страшен.
ОСОБАЯ ИГРА
Шота Руставели
Создавая своего персонажа, вы наверняка обратили внимание на маленькую кнопочку, находящуюся в правом нижнем углу, под портретом героя, сопровождающуюся какой-то маловразумительной надписью на счёт пацанов? При её включении игра переходит в особый режим, имеющий свои нюансы, а потому требующий отдельного рассмотрения.
Поначалу всё идёт довольно просто — противник истребляется, герои быстро растут в уровнях. Но уже база «Пеория» может доставить нешуточные проблемы; а появление мутантов и вовсе заставляет отряд прижиматься к земле. Что же делать?
Особый режим игры требует особого героя и особенной группы поддержки. Что касается героя, он непременно должен иметь «удачу 10». Это увеличит количество очков опыта, получаемых за выполнение задания, и сведёт до минимума всяческие неприятности. Очень приветствуется привлекательность не ниже шести, что позволит взять способность «Лидер», а вашим подчиненным пригодится дополнительная броня и увеличенная ловкость.
В отряде обязательно должен быть опытный врач, он нужен и при обычном режиме игры, а в усиленном режиме малейшее повреждение должно быть немедленно вылечено, причём без предварительного сохранения! По этой же причине (отсутствие сохранения) практически теряется смысл вора. Даже с уровнем кражи 200% он всё равно рано или поздно попадётся, и придётся начинать миссию сначала или истреблять население целого посёлка, а это означает обрушение репутации и отсрочку в присвоении очередного воинского звания.
Впрочем, можно иметь «базового» вора, принимаемого в отряд на время нахождения на территории бункера, а затем снова увольняемого. Отсутствие карманника в миссиях частично удаётся компенсировать с помощью навыка «Азартные игры», развитие которого лучше доверить командиру из-за высокой удачи.
Разумеется, было бы непростительной и даже фатальной ошибкой позволить противнику приближаться к отряду, находящемуся в усиленном режиме игры, а это значит, что все ваши бойцы должны быть специалистами только по дистанционному оружию. Желательно выбирать спутников в самом начале игры, лучше с двумя особенностями, чтобы не возникало трудностей с развитием и переделкой. Стоит немного задержаться с наймом бойца, как вы с удивлением обнаружите, что за время ваших раздумий герой почти догнал вас по уровню, получив при этом совсем не те способности, которые требовались отряду.
Играя в режиме «Реальный пацан», ни в коем случае не следует разыскивать все секретные локации. Ближе к концу игры проявится очень неприятный баг (описанный в соответствующем разделе), и придётся снова и снова выполнять одно и то же задание, пока не удастся дойти до базы и записать игру. Начав очередную миссию, сначала следует выполнить наиболее сложную её часть, и, если это удастся, остальное не вызовет проблем. Например, в «Сент-Луисе» первым делом нужно очистить остров, однако нечего и думать штурмовать остров в пешем порядке, потеряете весь отряд! Необходимо въезжать через главный вход на БТР, постоянно его ремонтируя.
Именно в этом режиме игры допускается прием химпрепаратов, но не любых, а только «Баффаута» и «Психо» — они действуют на протяжении длительного времени, повышая стойкость, ловкость, защиту от обычного оружия, и главное — увеличивают количество очков действия. Все остальные «Энерджайзеры» обладают коротким периодом действия, а солдат, в разгар боя теряющий свои характеристики и способности, — малоприятное зрелище.
В заключение следует добавить, что стремительный поначалу рост героев ближе к концу игры замедляется, но бойцы всё равно успеют получить 27 уровней и 9-10 способностей — вполне достаточно, чтобы увеличить все боевые навыки до максимума. И если вы уже прошли игру, попробуйте ещё раз, в усиленном режиме. Острые ощущения гарантируются!
БАГИ
«Такова человеческая природа — каждый уверен, что за его неприятности несёт ответственность кто-то другой.»
Глен Кук, «Чёрный отряд»
Увы, увы. Куда же без них? Перед выходом из игры не стоит сохраняться на секретной локации — загрузившись, не сможете её покинуть. Получив финальное задание и покинув базу «Эпсилон», нельзя на неё возвращаться, даже если вы что-то забыли, — отряд будет заперт на базе. Также с большой осторожностью нужно подходить к повторному посещению секретных локаций, по той же причине — отряд заблокируется.
Открыв все секретные локации и большую часть карты, вы рискуете напороться на ещё один неприятный баг — при попытке добраться до зоны очередного задания вас раз за разом будет выбрасывать из игры. В этом случае стоит передвигаться не по прямой, а по координатной сетке: сначала по горизонтали, затем по вертикали. По непонятной причине БТР, оставленный на базе на какое-то время, отказывается трогаться с места...
Это интересно!
Если у главного героя в начале игры показатель выносливости 2-3 единицы, то в его рюкзаке могут оказаться 2 шприца с ядом. Не совсем ясно, зачем они нужны герою — может быть, чтобы бедняга не мучился с таким маленьким уровнем здоровья?
Полезный баг: все бойцы отряда перегружены оружием и еле ползут к выходу. Укажите отряду самую дальнюю точку движения, как только все тронутся с места, сохранитесь, затем загрузитесь. На короткое время отряд забудет о перегрузке и бодро побежит вперёд. Ещё один полезный баг: герой, поднявший в составе отряда пару уровней и по каким-то причинам уволенный в запас, при повторном найме может оказаться обладателем нескольких способностей и изрядного количества опыта, что поможет поставить его уровень вровень с отрядным.
Чрезвычайно неприятный баг, особенно опасный для одиночек: крыша здания внезапно теряет прозрачность, или, наоборот, исчезает второй этаж. Становится невозможным найти что-либо в здании или выйти с первого этажа на второй. Если один из героев заблокирован на первом этаже, его товарищу достаточно подняться на второй этаж, и дом снова целиком появится в реальности. Либо нужно сохраниться-загрузиться. Но что делать, если герой-одиночка воюет в режиме «Реальный пацан» и внезапно застревает на первом этаже? Особенно часто такая неприятность происходит на территории Рок-Фолс, в двухэтажном доме налётчиков.
Если на зачищаемой вами карте есть подземелье, то, прежде чем спускаться туда даже одним бойцом, непременно соберите всё трофейное оружие с убитых. В противном случае, поднявшись на поверхность, вы рискуете обнаружить исчезновение трупов вместе с оружием. Крайне неприятное явление, которое не хочется считать задумкой разработчиков, — с убитого врага или погибшего союзника невозможно снять броню. Необходимые вам предметы экипировки и оружие лучше покупать сразу после их появления в продаже, иначе, пока вы будете обследовать Пустоши в поисках денег, снаряжение бесследно исчезнет из магазина. Во время ремонта танка с завидным постоянством появляются сообщения: «Уже отремонтировано». Не обращая внимания, повторяйте попытки снова и снова — у танка должно быть 500 единиц стойкости.
Это интересно!
На локации Скотт-Сити одна из пулемётных турелей очень боится снайперского огня: стоит сделать по ней пару выстрелов, как она начинает... спасаться бегством, пытаясь укрыться в соседнем здании или комнате охраны!
А должна быть справа от входа.
Танковая пушка — самое мощное оружие в игре, но, во-первых, вести из неё эффективный огонь может только мастер тяжёлого оружия, во-вторых, она работает лишь в Ньютоне. При попытке открыть огонь по противнику, встреченному на случайной локации, танк сопровождает его перемещение поворотом башни — и только.
МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ
Глен Кук, «Чёрный отряд»
Все трупы, находившиеся в локации до вашего появления, обязательно нужно обыскивать. На них может оказаться уникальное оружие или другие полезные предметы, как, например, все виды книг на трупе Рипли при входе в Грейт Бенд. Аптечки и медикаменты у медиков Братства Стали лучше не покупать за деньги, а выменивать за оружие, так как они оценивают его гораздо дороже, чем интенданты. С некоторыми персонажами на картах миссий можно вести разговор или сыграть в азартную игру. И то, и другое следует делать сразу — не исключён вариант, что при повторном обращении ни говорить, ни играть с вами не станут.
Отдельные способности появляются не каждые три-четыре уровня, а между ними. Например, способность «Упор лёжа», снижающая вероятность попадания противника по вашему персонажу, появляется сразу после достижения четвёртого уровня. Заходя на очередную локацию для выполнения задания, непременно осматривайте её карту: это поможет найти слабые места противника. Если с одним из ваших бойцов случилась неприятность, именуемая «Перевязкой», полечите его с помощью аптечки врача, к нему снова можно будет применять аптечки первой помощи.
Следите, чтобы никто из вашего отряда случайно не оказался поблизости от зелёных радиоактивных луж, особенно надолго. Два человека спустились в подземелье для его зачистки, оставив гуля снаружи, рядом с такой лужей. К моменту возвращения товарищей гуль получил лучевую болезнь, потерял способность двигаться и использовать оружие. Даже после того, как были израсходованы все запасы антирадина, пришлось очень долго ждать, пока гуль смог двигаться.
Если у вашего врача минимально возможный уровень успешного лечения, 25-40%, лучше сохраняться перед каждой его попыткой. В противном случае вместо лечения запросто можно сломать пациенту руку-ногу, а то и ослепить.
В некоторых местах, чтобы получить задание, нужно поговорить с местным лидером. Например, с мэром Джанкшен-Сити или с начальником гулей в Квинси. Будьте внимательны, сразу после разговора может начаться нападение врага, лучше заранее расставить бойцов на ключевые позиции. Отдельные роботы невосприимчивы к тому или иному виду оружия: бегемоты абсолютно не обращают внимания на огнемёт, но страшно боятся электромагнитных боеприпасов.
А Барнаки и роботы-миротворцы защищены именно от электромагнитного импульса...
Это интересно!
Если у вас в отряде три бойца, можно попытаться избежать жертв среди племени вачуту в Пеории следующим образом. Самый выносливый боец остается наверху и отвлекает на себя огонь турелей, второй меняет положение рубильника, а третий пробегает разблокированные двери. При хорошей координации действий не пострадают ни ваши бойцы, ни мирное население.
Почти все секретные локации расположены попарно. Если вам удалось найти одну, побегайте вокруг неё — возможно, сразу или немного погодя рядом откроется ещё одна секретная локация. Локация «Оцеола» в этом плане вообще уникальна: вокруг неё треугольником вершиной вверх всегда располагаются шесть секретных локаций, только их названия могут меняться.
Второй такой треугольник находится рядом с базой «Бета» — один из его углов всегда лежит на одну клетку выше базы. Одной из серьезных проблем является вынос награб... добытого в честном бою, особенно если пришлось иметь дело с мутантами и локация завалена тяжёлыми пулемётами. Ставим в точку выхода одного-двух бойцов, потихоньку приносим и загружаем в их рюкзаки всё добытое, не обращая внимания на «перегрузку» и «паралич».
Когда отряд закончит свои дела и переместится на базу, носильщики окажутся в его составе. Вероятно, переноска на руках перегруженных оружием товарищей представляется остальным бойцам отряда более лёгким делом, чем разгрузка их рюкзаков. Иногда, например в Грейт-Бенд, роботов можно уничтожать подручными средствами, заманивая их в зону короткого замыкания, под пресс или взрывая бочки рядом с ними. Вот только очков опыта в этом случае не полагается.
Предупреждали: «Не влезай, убьет!» Но роботы табличек не читают.
Отправившись на штурм убежища №0, лучше взять с собой максимальное количество боеприпасов и снаряжения — пополнять запасы будет затруднительно. Естественно, попавшие в финальную локацию герои будут перегружены и парализованы. Сажайте их в ракетоносец, разгружайте рюкзаки в багажник, заезжайте под козырек убежища и высаживайте подальше от входа единственного персонажа, предварительно забрав вещи из багажника, — этот герой будет вашим интендантом.
Вы всё ещё здесь? Это хорошо! Знаете ли вы, что в Скотт-Сити можно найти секретную комнату, в Буэна-Виста целый секретный этаж, а ваше или вражеское оружие может быть выведено из строя точным выстрелом? Стрельба одиночными из автоматического оружия увеличивает дальность выстрела и урон, при определенных условиях можно увидеть, как выглядит вход в убежище №0 после ядерного взрыва, а роботы всякий раз разрушаются по-разному, в зависимости от того, били их кулаками, вели по ним пулемётный огонь или метали в них импульсную гранату. Пришло время это узнать! Бегите быстрей — вполне возможно, вы ещё успеете купить Fallout Tactics! Удачи!
P.S. Не помню, почему я не упомянул об этом в журнальной версии статьи: ещё одна причина поиграть в Fallout Tactics: Brotherhood of Steel - озвучка монологов. Она выполнена профессиональными актёрами и - честное слово! - ни в одной из пройденных игр я не встречал ничего подобного.