Думаю, многие помнят замечательную серию игр Legacy of Kain. Blood Omen, Soul Reaver, Defiance - эти названия музыкой звучат для любителей закрученных сюжетов, неоднозначных персонажей и вампирской тематики. На протяжении пяти игр мы следили за разворачивающейся в мрачном Носготе драмой, полной крови, путешествий во времени, попыток персонажей манипулировать друг другом и обмануть судьбу. Печальная ирония - после выхода Defiance, в которой у погибающего мира по сюжету наконец-то появилась надежда на спасение, серия на долгие годы канула в небытие. Несколько попыток продолжения так и не увидели свет, и многие считали, что история великого вампира Каина и похитителя душ Разиэля окончилась. Тем радостнее оказалась новость, что новая игра по этой вселенной разрабатывается и близка к завершению. Правда, это не полноценное продолжение серии Legacy of Kain, а скорее вбоквел в том же мире, названный просто и со вкусом - Nosgoth. Беспокоило и то, что игра будет не однопользовательской action-RPG, как предшественницы, а многопользовательским командным боевиком от третьего лица, распространяемым по системе free-to-play. Но финальное суждение об игре можно вынести, только ознакомившись с ней лично, и эта возможность недавно стала доступна всем желающим - Nosgoth перешёл в фазу открытого бета-тестирования и его можно скачать в Steam'е. Что же мы в итоге получили?
Хороший, плохой, мёртвый
Чтобы разобраться в подоплёке событий Nosgoth'а, я вкратце расскажу о том, что происходило в серии Legacy of Kain. Те, кому это не интересно, могут смело пропустить этот раздел. Итак, всё началось в глубокой древности, когда Носгот населяли три расы - люди, вампиры и хильден. Вампиры и хильден обладали огромным могуществом, и люди поклонялись им, как богам, живя в мире и процветании.
К сожалению, всё хорошее рано или поздно кончается. Вампиры были истовыми последователями Колеса Судьбы и Древнего Бога, считая, что всё живое в Носготе после смерти уходит на перерождение, а при жизни следует указанной Колесом судьбе - то есть свободой воли не обладает никто. Древний Бог же считался осью Колеса, единственной неподвижной его частью, создателем жизни и пожирателем смерти. Технократы-хильден эту точку зрения не разделяли, и вампиры пошли на них священным походом. В итоге после затяжной и кровавой войны хильден попытались уничтожить всё живое в Носготе, их изгнали в другой мир, мир демонов и кошмаров, а их последнее проклятие сделало род вампиров бесплодным.
Изгнание хильден и создание колонн
Чтобы хильден не вернулись, выжившие в войне вампиры создали Колонны Носгота - уходящие в небеса и глубины земли девять столпов, неразрывно связанные с базовыми принципами этого мира, такими как Равновесие, Разум, Природа и Смерть. Поначалу хранителями каждой из колонн были вампиры, но хранителями рождаются, а не становятся - а из-за проклятия хильден вампиры больше не рождались. Пришлось им набирать новых хранителей из числа людей, но те в итоге взбунтовались, низвергли своих былых повелителей и присвоили Колонны.
К сожалению, люди не знали всей истории этих древних артефактов, и со временем их настоящее предназначение забылось. Им стали поклоняться как залогам существования Носгота, символам его благополучия и стабильности. А хильден тем временем строили планы по возвращению из многовекового заточения. Пока Колонны стояли, во плоти перенестись в Носгот они не могли - но, воспользовавшись невежеством людей, нашли лазейку и проникли в разум нескольких смертных, в том числе и хранителя Колонны Смерти некроманта Мортаниуса. По всему Носготу начали плодиться культы, поклоняющиеся хильден, и в конечном итоге они нанесли удар - одержимый Мортаниус убил хранительницу Колонны Равновесия Ариэль. Это был идеально просчитанный удар - её возлюбленный, хранитель Колонны Разума Напраптор, обезумел от горя, и его безумие заразило остальных хранителей. Колонны начали рушиться.
Некромант Мортаниус - предатель и спаситель
Но Мортаниус оказался совсем не так прост, как считали хильден - некромант был под их контролем далеко не всё время, и в недолгие моменты просветления он сумел запустить в действие цепь событий, которая в итоге исправит невольно совершённую им ошибку. В момент смерти Ариэль в семье аристократов родился новый хранитель Равновесия - мальчик по имени Каин. Годы шли, мальчик вырос, и по приказу некроманта молодого Каина убили. Мортаниус воскресил его как вампира и предложил возможность отомстить убийцам, а заодно и спасти мир. Не подозревая о своей роли хранителя Равновесия, новорожденный вампир отправился в странствие по мрачным землям Носгота, убивая сумасшедших хранителей, узнавая зловещие тайны и проникаясь отвращением к человечеству. Об этом повествует первая игра в серии Legacy of Kain - Blood Omen. Во время своих странствий Каин нашёл древний меч Похититель Душ, который станет самым узнаваемым символом серии и тем самым инструментом, с чьей помощью будет многократно изменена история Носгота. В конечном счёте Каин убил всех хранителей, включая одержимого демоном-хильден Мортаниуса, и узнал о своей роли нового хранителя Равновесия. Как последний из хранителей, он должен был принести в себя жертву, тем самым восстанавливая Колонны, но обрекая расу вампиров на окончательное уничтожение. Каин отказался, решив, что должен быть другой путь. Колонны рухнули, и путь в Носгот для хильден оказался открыт.
В поисках этого самого иного пути Каин воскресил шестерых рыцарей ордена охотников на вампиров, сделав их своими лейтенантами - Рахаба, Думаха, Разиэля, Зефона, Туреля и Малхию. От этих шестерых пошли новые кланы вампиров, обладающие уникальными способностями. С помощью своей новой армии нежити Каин подчинил себе весь Носгот, на многие века обратив людей в рабство. Были у него и неудачи, особенно при столкновении с агентами хильден (эта история рассказывается в игре Blood Omen 2), но в итоге победа всегда оставалась за ним. Однако царство мёртвых в умирающем мире - это было вовсе не то, к чему он стремился. Император вампиров отчаянно нуждался в подходящем инструменте для изменения мира - и создал его.
Ангел Смерти Разиэль
На протяжении своей бесконечной "жизни" вампиры Носгота эволюционируют, проходят многократные преобразования, получая после каждого из них какую-то новую способность. Обычно первым преобразование проходил Каин, но как-то раз его посмел обогнать Разиэль - у того выросли крылья и он обрёл способность летать. Каин ему эти крылья оборвал и приказал скинуть выскочку в Озеро Мёртвых - вода для вампиров Носгота несёт медленную и мучительную смерть, разъедая их плоть подобно кислоте. Но Разиэль не погиб - спустя пятьсот лет непрерывных мучений в водовороте его душа предстала перед Древним Богом, который снова выпустил Разиэля в мир в качестве Ангела Смерти, пожирателя душ. Вампиры были бессмертны, их души не попадали в Колесо Судьбы и не перерождались - что очень не нравилось Древнему Богу. Тот поставил перед Разиэлем задачу уничтожить Каина и вместе с ним вампирский род, чтобы восстановить естественный порядок вещей. Так Каин получил давно ожидаемый инструмент, благодаря которому он восстановит Колонны и задаст хорошую трёпку самому Древнему Богу, оказавшемуся никакой не осью Колеса Судьбы, а присосавшимся к нему паразитом, питающимся душами мертвецов. О хитросплетениях судьбы Разиэля и Каина повествуют игры Soul Reaver, Soul Reaver 2 и Defiance.
Война без особых причин
События Nosgoth разворачиваются после казни Разиэля, но ещё до его возвращения в виде Ангела Смерти. Вампиры властвуют над Носготом, кланы грызутся за влияние друг с другом, но тут внезапно неизвестно куда пропадает Каин - единственный, кто держал всю эту вольницу в железном кулаке. Воспользовавшись неразберихой, подняли голову угнетаемые люди. Их восстание заставило соперничающие кланы вампиров объединиться против общего врага - теперь это уже не борьба за власть, а битва за выживание самого их рода.
С точки зрения игромеханики Nosgoth представляет собой онлайновый командный боевик с видом от третьего лица. В каждом матче игроки делятся на команду вампиров и команду людей, причём поиграть в любом случае придётся и теми, и теми - матч делится на два раунда, и во втором люди становятся вампирами, а вампиры - людьми. Победа в матче определяется по сумме очков за оба раунда. В игре сейчас есть два режима - Team Deathmatch, где побеждает та команда, что набьёт больше убийств, и Flashpoint, вариация на тему контроля точек, где люди захватывают ключевые точки, а вампиры мешают им это сделать. За участие в матчах игроки получают опыт и золото - опыт идёт на повышение уровня аккаунта игрока и уровня класса, которым он играл, а золото - на покупку экипировки и способностей для персонажей. Всего в игре сейчас есть по четыре класса для людей и для вампиров, и на подходе пятый вампирский.
Так выглядит окно выбора экипировки для каждого класса
И здесь начинается самое интересное - классы между собой различаются кардинально. У людей это Hunter со скорострельным арбалетом, метательными бола и разрывными стрелами, Alchemist с гранатомётом и широким выбором алхимических бомбочек, Scout со снайперским луком и Prophet, вооружённая парными многоствольными пистолетами и тёмной магией. Заявлен ещё и пятый класс, Shield Bearer, но про него пока нет точной информации.
Команду людей так и подмывает назвать "расстрельной"
У вампиров же - шустрый Reaver, умеющий далеко прыгать, кидаться бомбами и набрасываться на врагов издалека, могучий Tyrant, устраивающий локальные землетрясения и бегающий подобно сметающему всё на своём пути локомотиву, крылатый Sentinel, летающий и утаскивающий людей в небеса, чтобы сбросить их оттуда на грешную землю, и Deceiver, умеющий становиться невидимым, маскироваться под людей, бить в спину и вызывать иллюзии. Пятый класс вампиров, который я имел возможность попробовать благодаря разработчикам и который уже завтра смогут опробовать все желающие - Summoner, призывающий на помощь упырей и атакующий врагов тёмной магией. Помимо упомянутых выше различий между классами есть ещё и общие для всех принципы - вампиры умеют лазать по стенам и прыгать по крышам, тогда как люди вынуждены довольствоваться землёй; все люди (возможно, кроме остающегося пока terra incognita Shield Bearer'а) умеют стрелять, тогда как вампиры полагаются преимущественно на ближний бой; у людей здоровье не восстанавливается само по себе и они вынуждены искать станции для лечения и пополнения боеприпасов, а вампиры обладают ограниченной регенерацией и могут пить кровь убитых врагов для восстановления жизненных сил. Скорее всего, в итоге будет по шесть классов для каждой стороны - во всяком случае, у вампиров каждый из классов соответствует своему клану, а их в Носготе было именно шесть, по числу лейтенантов Каина.
Summoner и её маленький друг
Но самое главное - наборы способностей и экипировки не фиксированы, их можно гибко настраивать внутри класса. Так, например, Prophet изначально вооружена парными пистолетами, способна выстрелом замедлить и обезвредить вампира, а также жестом высосать из него здоровье. При этом она может заменить свои базовые пистолеты на те, что стреляют больнее, но медленнее и имеют меньше патронов в обойме, или же на те, что стреляют быстрее, но не так больно, или вообще на пробивающие выстрелом всех на своём пути. Обезвреживание врага она способна поменять на вызов из земли атакующих щупалец, а дальнобойное высасывание жизни - на лечение соратника за счёт своего здоровья.
Бесконтактное высасывание крови для завзятых гурманов
И это только для примера, у каждого класса есть множество комбинаций вооружения, но нет чего-то однозначно лучшего или худшего - всё сбалансировано и соответствует определённым стилям игры. Добавлю также, что помимо базовых "белых" версий экипировки, покупаемых в магазине, есть также "зелёные", "синие" и "золотые" версии, с небольшим шансом падающие игрокам в конце матча или же доставаемые из сумок, получаемых за прокачку персонажа. У них есть случайные дополнительные свойства - всегда в комбинации "положительное + отрицательное", например "+5% скорость перезарядки способностей, -5% максимального здоровья". У "зелёных" вещей такая комбинация одна, у "синих" - две, у "золотых" - три. Они не оказывают какого-то решающего воздействия, но всё равно очень приятны и позволяют ещё более гибко настраивать персонажей.
Как видите, бонусы и штрафы небольшие, но интересные
Всё это в итоге делает игру в Nosgoth за каждый из классов уникальной и очень увлекательной. И людям, и вампирам нужно действовать сообща, комбинируя сильные стороны выбранных персонажей и прикрывая слабые. Пока что стандарт матчей - 4х4, но предусмотрена возможность создания игроками собственных серверов со своими настройками, где можно увеличить размер команд. Да, сервера у игры, к счастью, выделенные, и их много, благодаря чему не наблюдается проблем ни с пингом, ни с лагами, ни с поиском матча.
Они стояли молча в ряд, их было трое...
С технической точки зрения Nosgoth вообще удивительно хорош, особенно для этапа ОБТ - встречаются порой глюки со звуком и невозможность найти матч, но это редкость. За 31 час в игре я такое встретил всего дважды, что не может не радовать. Графика на редкость красива - Носгот передан во всём его мрачном великолепии, карт немного, но они разнообразны и изобилуют укрытиями, узкими улочками и возвышенностями, и особенно радуют эффекты освещения. Озвучка тоже хороша - голоса и реплики персонажей передают их индивидуальность (особенно запомнились зловещие полубезумные комментарии Deceiver'а), а звуковые эффекты играют важную роль в ориентации на местности - зачастую вампиры находят людей не визуально, а на слух.
Даже летуну чаще всего проще найти людей по звуку выстрелов
И напоследок надо сказать несколько слов о том аспекте игры, который вызывал больше всего опасений - модели распространения. Free-to-play погубила немало хороших задумок, когда оказывалась на самом деле моделью pay-to-win. К счастью, Nosgoth избежал этой участи. Рассмотрим ситуацию подробнее. Покупать за реальные деньги там можно: экипировку, классы, альтернативную внешность персонажей и альтернативные добивания для вампиров. Но экипировку можно купить и за достаточно быстро набираемую внутриигровую валюту (дёшево - на неделю, подороже - навсегда), а также выбить в матчах и достать из сумок. Изначально игрокам доступно по два класса для каждой стороны (у людей это Hunter и Alchemist, у вампиров - Reaver и Tyrant), но каждые пять уровней аккаунта игрок получает возможность открыть один из заблокированных классов, какой захочет. Первые пять уровней берутся буквально за час игры, так что с закрытыми классами тоже проблем никаких не возникает. И что получается? Реальные деньги нужны только на покупку чисто косметических вещей, не оказывающих влияния на игровой процесс, - альтернативной внешности и альтернативной анимации добиваний. Можно легко и с удовольствием играть, не вкладывая ни копейки реальных денег. Честная модель free-to-play, за что разработчикам низкий поклон.
Резюмируя, могу сказать следующее: Nosgoth оказался отличной игрой. Увлекательной, красивой, разнообразной. Война людей с вампирами немного напоминает в своей основе игры серии Left 4 Dead, но отличается достаточно кардинально. Поклонники вселенной тоже не будут разочарованы, для них оставлено достаточно намёков и отсылок. Возможно, мы увидим вскоре и полноценное продолжение истории Каина и Разиэля, а пока - почему бы и не перегрызть пару глоток под огнём из скорострельных арбалетов?