Помнится, в игре GTA San Andreas каждый в меру внимательный криминальный элемент мог рассмотреть биллборд True Grime с изображением мусорной кучи и прекрасным лозунгом «Get rid of old rubbish, fast!». Понятно без лишних слов, в чей сад камней полетел этот булыжник. Ни одна игровая серия не могла приблизится к патриарху жанра даже на расстояние ритуального плевка в спину. Спринтерским темпом Rockstar наращивал качество, выпустив в итоге четвертую часть с мощнейшим сюжетным заделом и серьезной миной на лице. И пока всему миру надоело затаивать дыхание (так и от кислородного голодания несложно копыта откинуть) в ожидании пятой инкарнации, на GTA-трон начали посягать новые претенденты. Одним из них стал Sleeping Dogs, бастард того самого True Crime, который жаждет отомстить за издевательство над папашкой и сместить узурпатора с престола.
"Who Let the Dogs Out?" - Обзор
"Who Let the Dogs Out?" - Обзор
Это Гонконг, детка!
Проблема состоит в том, что никто не желает драться с GTA на ее территории. Наркотрип Saints Row 3 вовсю кривляется и изображает из себя королевского шута, Driver переродился в аркадную свистопляску с машинами, какой и была первая часть, Just Cause сделал ставку на нихренасебе-сколько-у-вас-квадратных-километров-с-деревьями. Достойные проекты предпочитают занимать локальные ниши, не сталкиваясь с титаном лицом к лицу. А то, не приведи господь, в пятой части на биллбордах будет запечатлено их творение. Только Sleeping Dogs не собирается сдаваться. Да, сюжет заставляет нас отыгрывать роль законника, который успешно внедрился в китайское бандформирование, название которого я опускаю, так как все равно никому ничего не скажет. Да, основной упор сделан на рукопашные бои – в мире «Собак» кун-фу знают все встречные-поперечные, как и в любом второсортном боевике про Триады. Но по сути, этой вылитый GTA в современном понимании, ни дать ни взять.
"Who Let the Dogs Out?" - Обзор
"Who Let the Dogs Out?" - Обзор
Прелестное американское создание с блондинистыми волосами мы увидим всего пару раз за игру
Памятка начинающему китайскому ориджинал гангста. Прежде чем возить подошвой по лицу конкурентов, настоятельно рекомендую поесть. Заточить лапши, схомячить рыбных тефтелей, запить все это добро чаем. Национальные (и не слишком) блюда баффают нашего героя, Вэй Шеня, позволяя быстрее поправляться после ранений, выдерживать больше оплеух и затрещин. Только славно отобедав, можно воевать с триадами. Если вам захочется, конечно. В отличие от приключений серба-иммигранта, сценарий Sleeping Dogs создан исключительно для оправдания бесконечного насилия. «Да, мы теперь упрячем этого негодяя за решетку!» - радуется герой, размазывая по стенке пару десятков местных жителей. «Мы должны остановить убийцу» - треплется Вэй по телефону, после чего подрывает на автостраде несколько машин. Дядюшка По, Уинстон, Джонни, Не-Пинг – все имена сплетаются в тугой клубок, откуда нет обратной дороги. У NPC нет личностей, они устало травят анекдоты, мстят и любят, но по-настоящему мощных сцен в игру не завезли. Дефицит, вестимо. Всю игру мы напряженно слушаем китайцев, которые усиленно матерятся и расставляют чекпоинты для нового задания для героя. Скука смертная, сплин обыкновенный.
"Who Let the Dogs Out?" - Обзор
"Who Let the Dogs Out?" - Обзор
Цена простреленной покрышки - неуправляемый полет
Отслушав обязательные диалоги и отведав очередную порцию уличной стряпни, Вэй приступает собственно к мордобою, ради которого весь этот карнавал и затевался. Первые пару часов мы будем разбираться исключительно с гопотой Гонконга, которые обожают боевые искусства, но слыхом не слыхивали о таких хитроумных гаджетах, как пистолет. Все они обожают Тони Джа и сочувствуют герою «Олдбоя», поэтому руками размахивают немногим хуже героя. В дальнейшем на сцене появляются персонажи с «говном» (вышеназванный термин легко описывает все категории предметов – от холодного оружия до дамских сумочек) в руках, борцы с неукротимым желанием завалить Вэя на пол. Боевая система держится на двух китах – контратаках и захватах. Стандартными хуками и шлепками ноги можно мутузить оппонентов до неприличия долго, поэтому приходится идти на ухищрения. Все комбинации проводятся с помощью одной-двух кнопок, даже пресловутый удар ногой-убийцей с разворота. При этом мы должны точно выбирать направление атаки или защиты и замечать, когда враги начинают краснеть от ярости и пытаются нанести удар. Тут-то их и… Кроме этого, Вэй активно использует окружение. Схватив очередного адепта кун-фу, мы можем приложить его о капот машины, пробить его головой журнальный столик или устроить непредвиденное столкновение со стеной. В другом случае мы начинаем изображать из себя китайского народного Карателя, который применяет некоторые предметы интерьера для особо жестоких убийств. Запихнуть врага в печь, швырнуть его в аквариум, насадить на мясницкий крюк, заставить изучить внутренности мусорного бака или познакомить с фарфоровым товарищем в туалете ночного клуба? Подобной обходительности позавидует любой Торквемада или Бокасса.
"Who Let the Dogs Out?" - Обзор
"Who Let the Dogs Out?" - Обзор
Фигурная нарезка одного из щенков Собакоглаза
К всеобщему удивлению, рукопашный замес длится несколько часов, не давая шансов изображать Грязного Гарри. Но, по всем мыслимым законам подлости, насколько хорошо выполнен контактный бой, настолько же бездарно выглядят перестрелки. Калька с любого шутера со стрельбой из-за укрытий не вызывает физического отторжения, но лишь впустую тратит наше время. Мы не чувствуем оружия в руках, враги не задумываются о собственной безопасности – каждый первый предпочитает встать в проходе или прижаться к взрывоопасному баллону. Очень редко и крайне лениво китайские бандиты передвигаются, пока мы аккуратно кладем хедшот за хедшотом. Прыжки из-за препятствий с замедлением времени, кувырок за соседний диван – по идее мы должны были себя почувствовать героем фильма Джона Ву, но ганфайт Sleeping Dogsуступает не только Stranglehold, но и GTA-собратьям.
"Who Let the Dogs Out?" - Обзор
"Who Let the Dogs Out?" - Обзор
В таком костюмчике ниндзюцу не спрячешь
Вэй Шень, как последний гайдзин, не способен вспомнить особые приемы без пинка своего учителя, не способен культурно вскрыть машину отмычкой, вышибая боковые стекла. Чтобы стать вышеупомянутым гангста, придется зарабатывать рейтинг в глазах полиции, банды, своего шифу и у простых горожан. Выслужиться перед законниками получится, если расследовать важные дела и стараться не крушить лишнее и не убивать невиновных. Триады, наоборот, поощряют хаос и разруху. Им нравятся изощренные казни, пиротехнические представления и повышенная жестокость. С каждым уровнем «доверия» Вэй выбирает особые перки, добавляющие в его арсенал новые движения или плюсы к характеристикам. Вспомнить приемы кун-фу в родной школе порще остального – достаточно лишь добыть 12 фигурок зодиакальных животных. В благодарность учитель научит выполнять «вертушку» и валить противника на пол одним движением. Авторитет, вероятно, столь же сильно влияет на игровой процесс. Заработать его можно, выполняя просьбы граждан и некоторые побочные миссии. Только с приемлемым показателем авторитета мы позволим себе более лучше одеваться или вызывать машину из гаража в любом месте Гонконга.
"Who Let the Dogs Out?" - Обзор
"Who Let the Dogs Out?" - Обзор
"Согрейся!" - комментарий №57 из пособия начинающим героям кинобоевиков
Открывается Sleeping Dogs сценой с безумной погоней в духе Uncharted. Герой отчаянно матерится, проваливается куда не надо, бьет стекла и вообще ведет себя по-хамски. Эти пару минут останутся лучшими на протяжении нескольких часов. Режиссер миссий регулярно халтурит, предлагая нам одну и ту же обкатанную схему. Бежим за персонажам по рандомным пейзажам, стучим по морде его охране, садимся в автомобиль (лодку, на мотоцикл) и удираем от разъяренных китайских преступников. Перемешать, подать к столу. Отдельные геймдизайнерские жемчужины вроде миссии на свадебной церемонии нечасто балуют игрока своим появлением. В этом кроется один из плюсов игры, как ни парадоксально бы это звучало. Ведь Sleeping Dogs – не клоунада Saints Row с путешествиями унитаза по виртуальной реальности. Это – игра, которая апеллирует к реализму, воссоздает не отдельные локации, а весь Гонконг и его неприглядный вид, который может заворожить каждого.
"Who Let the Dogs Out?" - Обзор
"Who Let the Dogs Out?" - Обзор
"Охладись!" - комментарий №58 из пособия начинающим героям кинобоевиков
Стоит один раз сесть на мотоцикл и проехаться под дождем по узким улочкам города, чтобы понять – он живой, он дышит специфической азиатской культурой. И нам настолько хочется вжиться в шкуру Вэя, что мы не позволяем себе устраивать массакр и игнорировать правила дорожного движения. Аутентичный Гонконг одной левой вырубает декорации игр-конкурентов. По сравнению с городом из Sleeping Dogs Либерти-Сити, Стилпорт, Эмпайр-Бэй кажутся картонными потемкинскими деревеньками, которые разработчики построили лишь для того, чтобы оправдать сюжет игры. Сияющие неоновыми вывесками главные улицы, где постоянно шастают сотни прохожих, залитые тенями трущобы с их узкими улочками, серьезный бизнес-центр, идиллические окраины с невероятной красоты пляжами. Местный придурок позирует нам на камеру, старички разыгрывают партию в маджонг, энтузиасты занимаются боевыми искусствами, местная шалупонь отирается по спортивным площадкам, юные дамочки зазывают Шэя в массажный салон – Гонконг действительно живет и в него хочется верить, в отличие от городов-суррогатов. Sleeping Dogs воскрешает чувства, возникавшие после выхода первой Mafia, оставляя далеко позади любой город из сериала GTA.
"Who Let the Dogs Out?" - Обзор
"Who Let the Dogs Out?" - Обзор
Пролетая над гнездом триады
Забросив в пыльный чулан сюжетную линию (до поры до времени), мы бросаемся в омут жизни Гонконга. Забравшись в караоке-клуб, мы орем в микрофон бессмертные строчки из песен Пэт Бенатар и других грандов рок-музыки. Забрав из гаража скоростной болид, мы оставляем ни с чем местных стритрейсеров. Мы возимся с камерами слежения, наблюдая за криминальными тусовками со своего телевизора, мы ухаживаем за дамами, которые ненароком попадаются на нашем пути, ищем бронзовые статуэтки своего шифу, делаем ставки на петушиных боях и угоняем посреди бела дня грузовички с ценным содержимым, одеваемся в соответствии со своим вкусом и разыскиваем небольшие сейфы с денсредствами. Конечно, Sleeping Dogs далеко до интерактива Yakuza, но развлечений и побочных заданий вам хватит надолго, благо они бывают изобретательнее сюжетных миссий. Лощеная графика тоже пленяет без остатка. У владельцев персональных компьютеров есть возможность выкачать со Steam пак текстур в высоком разрешении, после чего внешний вид игры становится шикарным. Но за красоту, само собой, приходится расплачиваться ресурсами.
"Who Let the Dogs Out?" - Обзор
"Who Let the Dogs Out?" - Обзор
Такая вот цена популярности
Накопленные претензии нисколько не смущают и не прибивают Sleeping Dogs к земле. Игра не постеснялась выйти в открытую против GTA, за что и получила множество нареканий. Кто-то сетует на отсутствие кооператива или мультиплеера, кто-то жалуется на ограниченную физическую модель транспортных средств. Мы резонно обращаем внимание на перестрелки и слабый сюжет, но все эти недостатки только помогают раскрыться ключевым особенностям Sleeping Dogs. Управляясь с машиной-утюгом, у нас есть время привыкнуть к левостороннему движению, прослушать десяток радиостанций, которая славится национальными мотивами, классической музыкой, хип-хопом, рокерскими восьмидесятыми. Отстреляв обойму в агрессивные мишени, мы готовимся к захватывающей схватке. Многогранный Гонконг пленяет своей красотой, ослепляет десятками возможностей и способен задержать вас на несколько десятков часов.