● Анонсированная в декабре прошлого года The Last of Us - эксклюзив для Playstation 3 - метит в число лучших игр этого или уже следующего года. Главная звезда “Озорных псов” - Натан Дрейк - взял заслуженный отпуск в сфере, кхм, “большого кино”, уступив место двум новым персонажам, задача у которых заведомо понятная: максимально естественно показать жизнь и поступки людей, которым постоянно угрожает смерть.
Над The Last of Us шли работы еще тогда, когда третья часть Uncharted находилась в разработке. Не обнаружив в титрах “Иллюзий Дрейка” парочку ключевых фамилий, многие журналисты и подумать не могли, что люди эти уже долгое время занимаются совершенно новым тайтлом. Боссы Naughty Dog тогда пристально следили за всей информацией, поступающей в Twitter и Facebook, чтобы в случае утечки моментально устранить пробоину. Не все ребята из команды, трудившейся над Uncharted 3, были в курсе существования The Last of Us, чего уж говорить о компании Sony в целом: лишь верхушка знала о старте работ над новым эксклюзивом для PlayStation 3.
В конце прошлого года обет молчания был официально снят, но первая интересная информация стала поступать только сейчас. Стало известно, что авторы вдохновлялись документальным фильмом ВВС “Планета Земля”, в одном из выпусков которого шла речь о паразитных грибах, проникающих в насекомое, затем питающихся его плотью, а после, говоря буквально, прорастающих из тела маленького бедняги. Игродевелоперы, изучив фильм, задались вопросом: а что будет, если подобная зараза переберется на человека? Также на общую концепцию проекта в той или иной степени оказали влияние такие работы, как фильм “Старикам тут не место” (No Country For Old Men), сериал “Ходячие мертвецы” (The Walking Dead) и новелла City of Thieves, в России переведенная как “Город”. Голливудский сценарист, написавший этот роман, закинул своих персонажей в Ленинград 1942-го года, где их ждал, казалось бы, неминуемый расстрел. Но так уж получилось, что судьба предоставила героям шанс выжить.
Начитавшись, насмотревшись и наслушавшись всякого, Naughty Dog принялись верстать свой бекграунд для новой игры. Так на свет появился очередной мрачный мир будущего, в котором человечество подверглось атаке тех самых грибов - Кордицепсов (Cordyceps). Сейчас, в нашем реальном мире, эти грибочки используются в медицине в качестве омолаживающего средства. Затем, видимо, привыкнув к людскому организму, Кордицепсы озвереют и примутся размножаться, из-за чего начнется тотальный хаос. На улицах станут бродить одичавшие бывалые красотки, пользующиеся ранее услугами салонов, их бойфренды и все те, кто контактировал с зараженными. Много людей превратится в монстров, миллионы погибнут, а горсть выживших, которым в свое время было плевать на омолаживание, станут, собственно, бороться за выживание. Добро пожаловать в мир The Last of Us!
В главные герои попросились два персонажа. Один из них - Джоэл - сороколетний мужик крепкого телосложения, за спиной которого имеется весьма несветлое прошлое, увязшее в наркотиках и торговле оружием. Нельзя сказать, что Джоэл стремится начать свою жизнь заново, но, как говорится, не обходится и без этого - на шею “свалилась” Элли - девочка-сирота четырнадцати лет, которая, напротив, совершенно не знает этот мир до злых деяний грибного вируса. Поэтому каждая диковинная вещь, созданная до ее рождения, вызывает у девчушки подлинный восторг и интерес. “Мы не собирались делать обычный экшен про зомби и все такое”, - рассказывает геймдиректор Брюс Стрэли (Bruce Straley), - “это не в стиле Naughty Dog”. И правда: сюжет The Last of Us сильно напоминает содержание научно-фантастического романа Ричарда Мэтисона “Я - легенда”, в котором акцент сделан далеко не на сражениях с мертвецами.
“Наша игра - не хоррор, как вам могло показаться в начале. Конечно, это будет звучать несколько банально, но The Last of Us - это история о любви. Это неромантическая история о любви, в которой мы стараемся со всех сторон показать отношения отца и дочери”. И пусть Джоэл - это по большей части грубоватый мужлан, Элли понимает, что без такого опекуна ей не выжить в новом мире. “Джоэл, останови машину, мы должны помочь ему!”, - кричит девочка, заметив впереди раненого человека, держащегося за свой бок и еле стоящего на ногах. “Пристегни ремень”, - буркнул Джоэл и надавил на газ. Секунду спустя якобы раненый мужчина выпрямляется, достает из кармана пистолет и стреляет по автомобилю. Похожая по своему развитию сцена была в постапокалиптическом фильме “Книга Илая”, но там главный герой разобрался с бандитами без особого труда. Джоэл, хоть и имевший ранее дела с пушками, проклинает Создателя каждый раз, как тот бросает на его путь головорезов и прочие неприятности.
Сюжет берет свое начало в Бостоне, где и встречаются наши протагонисты. Двадцать лет назад грибковый вирус изрядно потрепал человечество, вернув его на тысячелетия назад, когда каждый боролся в этом мире за собственное выживание. Юной Элли приходится постоянно учиться новым навыкам, которыми владеет ее новый друг. Отточив язык жестов и распределив роли, ребята добывают еду, патроны для оружия, находят убежища, словом - выживают. А заодно и путешествуют по Соединенным Штатам (пока заявлены Бостон и Питтсбург, но этими городами, будьте уверены, действо The Last of Us не ограничится).
Игрок, управляя Джоэлом, должен прежде всего заботиться об Элли. Не поспей он вовремя на помощь, девочка, несмотря на свои храбрость и боевитость (в описанном Gameinformer эпизоде она кусала своему обидчику руки), не сможет больше любоваться на обезображенную Америку. Авторы, кстати, уверяют, что Элли ни в коем случае не будет тупить и доставлять проблемы своим нелогичным поведением, благо для нее был написан особо умный AI. В представленной редакторам журнала демо-версии игры Элли покорно следовала за своим другом, когда надо - пряталась за укрытия, когда было необходимо - помогала добить противника, а когда невезло - попадала в руки недругов. От кооперативного режима, кстати, Naughty Dog отказались по понятным причинам (убьется атмосфера игры), но вот онлайн-составляющая в The Last of Us присутствовать все же будет.
Геймплей как таковой, похоже, не будет сильно отличаться от “Анчартедовского”, разве что перестрелок должно стать многим меньше, а напряженного хоррора и банальной борьбы за выживание - больше. Патроны для огнестрельного оружия где-попало не валяются, их придется искать и добывать, тут-то нам и пригодится напарница, так ловко сортирующая гильзы в дебютном трейлере. Если боеприпасы вдруг неожиданно закончатся и стрелять уже будет нечем, в ход могут пойти самые разные приспособления, годные для убийства. Орудия эти имеют свойство ломаться, приходить в негодность, так что нашим героям придется постоянно следить за качеством имеющихся предметов защиты.
Но вот если боевая система в демке была продемонстрирована весьма на ура, то о качестве головоломок журналисты не смогли сказать ничего конкретного - задачек было всего ничего, и на общем фоне они никак не запоминаются. Но, зная фантазию Naughty Dog, можно смело предположить, что нормальный мозговой штурм в The Last of Us все же будет, ведь нельзя же вот так сходу забыть все привычки, выработанные еще при создании Uncharted. Превосходные головоломки Натан Дрейк щелкал как орешки постоянно, поэтому надеемся на то, что и будни Джоэла с Элли не ограничатся простыми прыганиями, лазаниями да стрельбой-пальбой.
Но пока все это смотрится как хороший такой Uncharted, разве что в совсем иных декорациях и с совсем другими актерами. Другое будет дело, когда нам покажут, наконец, кадры геймплея, на которых главные герои противостоят инфицированным. В какую сторону изменится игровой процесс, как игроку нужно будет вести себя в таких ситуациях, как можно будет избежать встречи с монстрами и каким образом будет построено поведение этих существ? “Мы хотим сосредоточиться на живых людях, и упор делается именно на это”, - поясняет вице-президент компании Эван Вэллс (Evan Wells), - “Встречаться с обычными противниками вы будете чаще, чем с инфицированными”. Вообще, это логично. Насекомое от шалостей гриба-паразита погибает, и то же самое теоретически должно ждать и человека. Теперь вот интересно, откуда вообще берутся эти монстры, как они выживают (может, все дело в иммунитете жертвы?), где обитают (зомби из “Я - легенда”, к примеру, не выносили свет), чем, гм, питаются и прочее, прочее, прочее.
Исследовать и выживать игрок будет под аккомпанемент саундтрека, отвечает за который Густаво, погодите-погодите, Сантаолалья (Gustavo Santaolalla) - композитор, двукратный лауреат премий Оскар за лучшую музыку. Его музыка, созданная при помощи гитары, скрипки, фортепиано и так называемого чаранго, вкупе с живым голосом создает картине весьма нужное настроение, правильную атмосферу, и в конечном счете выигрывает всегда как слушатель, так и сам автор треков.
Совокупляя все вышенаписанное, нельзя не прийти к выводу, что Sony держится верного курса, выполняя ставки не только на проверенные временем тайтлы, но и на новые IP, способные привлечь как и новую аудиторию геймеров, так и преданных поклонников PS3. У The Last of Us есть все шансы стать лучшей, и не стоит переживать даже о внешнем виде проекта. Да, потолок возможностей был практически достигнут (если не достигнут) в Uncharted 3, но, черт возьми, разве будем мы плеваться от такой графики где-нибудь через год? Навряд ли. А найдут ли Naughty Dog способы перепрыгнуть этот самый потолок и забраться куда-нибудь повыше?